- ТЕПЛОВ
- Борис Михайлович (1896— 1965)— российский психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Д-р педагогических наук (1940), профессор (1933), д. чл. АПН РСФСР (с 1945), засл. деятель науки РСФСР (1957). Гл. ред. журнала Вопросы психологии (1958—65). Чл. Президиума АПН РСФСР (1964-1965). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1921). С 1921 по 1933 г. работал в научных учреждениях Красной Армии (Научно-испытательный ин-т маскировки, где заведовал лабораторией зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА, и др.). С 1929 г. — в Институте психологии, где в 1933 г. заведовал лабораторией, с 1933 по 1935 г. и с 1945 по 1952 г. — зам. директора по научной работе. В1940 защитил докт.дис: Психология музыкальных способностей. С 1946 по 1953 г. — заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук. С 1949 по 1951 — зав. кафедрой психологии философского фак-та МГУ. С 1929 г. в Психологическом ин-те Т. становится одним из ведущих исследователей процессов ощущений и восприятий. Подчеркивал особую роль активности организма и двигательных компонентов в построении чувственных (в частности, пространственных) образов окружающего мира. Но основные интересы Т. были сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность). В своем анализе Т. не ограничился процессами сознания и восприятия музыкальных произведений. Он четко разграничивал задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Поэтому сама деятельность должна быть проанализирована под углом зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта, с резервуаром его способностей который им самим может и не осознаваться, поскольку лишь в самом занятии тем или иным видом трудовой деятельности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и слабые стороны. В своих исследованиях Т. наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание различных способностей, которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможность успешного выполнения даж? такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Это свидетельствовало не только о гуманистическом подходе к проблеме, но и о важной методологической установке. Одна способность рассматривалась не изолированно от другой, а как компонент целостной системы, в которой отделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях. Т. принадлежит одно из первых исследований того особого сочетания способностей, которое характеризует успешность труда военачальника (Ум полководца, 1943). Изучение этой темы Т. вел в годы ВОВ, проанализировав различия между теоретическим и практическим интеллектом. Было показано, что хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач. Должны присутствовать такие черты, как схватывание целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В 1950-1960-х гг. научная Деятельность Т. была связана с психофизиологическим подходом к изучению индивидуальных различий. Отправным для него стало учение И.П. Павлова о свойствах типов НС. Он теоретически обосновал большую исследовательскую программу изучения свойств типов НС. Показал, что люди различаются не только содержательной стороной психической жизни, но и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (например, энергичности действий, по скоростным характеристикам). Систематические экспериментальные исследования, проводившиеся под руководством Т., привели к выводу о ценности разных полюсов одного и того же типологического свойства (силы-слабости, подвижности-инертности) (Материалы представлены в пяти сб. Типологические особенности высшей нервной деятельности, М., 1956—1967). Индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из которых имеет свои достоинства. Т. показал, что изучение природных свойств НС дает возможность объяснения некоторых индивидуально-психологических особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы нового направления — дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие которой связано с именем ученика Т. — В.Д. Небылицына. Автор трудов: Психология (учебник для средней школы), М., (1942, 8-е издание 1954); Избранные труды, т. 1-2, М., 1985. Н.СЛейтес, М.Г. Ярошевский
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.